Форум » Все о фольклоре » Былички » Ответить

Былички

Irene: Для начала определимся, что же такое Быличка. "Былички и бывальщины - короткие устные рассказы о встрече человека со сверхъестественными явлениями и персонажами ("нечистой силой"). Ценность быличек заключается главным образом в том, что в них отражена часть архаичного мировоззрения народа, так или иначе соотносимая с его жизненным опытом, традиционные этические и эстетические нормы отношения человека и природных явлений, реакция на различные феномены действительности сознания и подсознания, порождающих фантастические конструкты, выдаваемые за реальные с точки зрения психологии массового обыденного сознания, культивирующегося среди крестьянского и городского населения России в продолжение столетий." Далее я буду выкладывать Былички, разделенные на темы. Итак, первая тема - Оборотничество ведьм. Как видно по представленным быличкам, ведьмами могли считать ни только злых старух, как часто принято считать, но и красивых молодых девушек. Наверное, основной упор ведьминых пакостей приходился на домашний скот, один из главных источников пропитания крестьянина. Сейчас пакости приходились бы на недвижимость и счета в Швейцарском банке. Часто верили, что у ведьмы две души, и когда одна спит или даже покидает тело после смерти, вторая - демоническая - позволяет ведьме оставаться живой и продолжать вредить людям. Ведьмы могли превращаться в свиней, кошек, собак, лошадей, рогатый скот, птицу и даже в колесо, решето, клубок или папоротник. 1. Деверь молодой шел с улицы, а за ним следом ведьма шла, как женщина - старуха. Вдруг обернулся, видит: нет старухи, а свинья бежит, под ноги кидается, пройти не дает. Он ну ее бить, а удивился еще: кто это ее зимой по снегу гулять выпустил? Домой пришел, рассказал своим, ему объяснили. Утром решил проверить, пришел к ней в хату: - Тетка Аграфена, как себя чувствуешь? - Вот, - говорит, - враг, наколотил мне бока! Так прямо и сказала. А он из-за пояса нож вынул: - А еще мне попадёшься - так вообще убью! Записано в с.Старая Тойда Аннинского р-на Воронежской обл. от Слюсаревой Нины Егоровны, 1930 г. р., 2002 г. АКТЛФ 2. Этот случай произошел в деревне. Однажды ночью мой дядя возвращался из клуба домой. Идя по дороге, он заметил идущего рядом с собой кабана, который еще и подхрюкивал хриплым голосом. Он уже почти побежал, но кабан тоже не отставал. И только когда приблизился к воротам дома, в котором жил, кабан пропал, как будто его и не было. Дядя испугался. Закрыв ворота на засов, он перекрестился и пошел спать. А на утро все рассказал нам. Мы поначалу не поверили, думали - померещилось. Но как объяснить то, что как только рассвело, он с отцом вышел за двор и они увидели большие следы от копыт кабана, которые вели за болото в старую развалившуюся хижину, где давным-давно никто не живет, и там следы исчезли. Люди говаривали, будто много лет назад там жила ведьма, которая внезапно пропала, и никто не знал, куда она делась. Записано в г.Бутурлиновка Бутурлиновского р-на Воронежской обл. от Гайворонской О.Г., 1957 г.р. Запись Гузеевой Я., 2002 г. АКТЛФ 3. Особо и рассказывать-то нечего. Это сейчас начнёшь про колдунов говорить, люди усмехаются или удивляются. А раньше к этому очень серьёзно относились. Жила у нас в деревне ведьма с дочерью. Плохого от неё никто ничего не видел, наоборот она даже при родах помогала, животина какая заболеет, сразу вылечит. Боялись её все, хоть и не пугала, а как глянет - аж мурашки по коже. А дочь у неё красавица была, небось, мать постаралась. Сейчас по телевизору их много таких, так ведь они все накрашены, а та и без румян была -глаз не отвести. И вот надо было такому случиться, что ей мой Алёшка понравился. Ну, просто иссохлась по нему, проходу ему не давала. А он-то, как и любой другой, заглядываться-то заглядывался, а вот мать её за и саму дочку боялась как огня. В общем, отворот поворот ей. Она, видно, матери своей всё и рассказала. И вот однажды вечером влетает ко мне жених весь белый, как смерть. Сначала ничего не мог рассказать, а потом в себя пришёл и поведал, что бежала за ним всю дорогу свинья и смеялась человеческим голосом. После этого случая не стал ко мне ходить. А мне потом уже рассказали, что на другой день снова он пошёл ко мне, а свинья ему на плечи вспрыгнула. Никак он её не мог сбросить, пока не догадался домой вернуться, там она сама спрыгнула. Вот так, значит, отвадила парня. Алёшка уехал в шахты через 2 месяца, так как не мог здесь себе невесту найти. Записано в с. Пузево Бутурлиновского р-на Воронежской обл. от Шатской Анны Николаевны,1922 г.р. Запись Дорохиной Е.В., 1997 г. АКТЛФ 4. Вечерами молодежь устраивала посиделки, играли на гармони. Я тоже не прочь был погутарить с девками о том - о сем. По вечерам в деревне стал появляться огромный хряк, и рядом с ним собака бегала. Эти свинья и собака не давали проходу нам. Собака все время лаяла, а свинья могла запросто сбить с ног. Как только они появлялись, все разбегались по домам и боялись выходить. Один из парней рассказал эту историю своему отцу. У отца было ружье. Дождавшись вечера, он пошел туда, где обычно собиралась молодежь. Увидев хряка с собакой, он выстрелил и попал в свинью. Свинья начала превращаться в человека, а собака куда-то исчезла. Хряк превратился в попа, который жил в этой деревне. Когда пришли к нему в дом, то там нашли ту самую собаку, которая скулила, а жены попадьи не было. Все сразу догадались, что поп был колдуном. Он превращал себя в свинью, а жену в собаку, и вечерами они пугали молодежь. Мужик выстрелил в собаку, и она действительно через некоторое время превратилась в попадью. Записано в с. Верхнее Турово Нижнедевицкогор-на Воронежской обл. от Назарьева Василия Петровича, 1930 г.р Запись Турбиной Е. В., 2003 г. АКТЛФ 5. У нас в деревне («Ольховатке») ровно в 24 часа затихает ветер, какой бы сильный он не был. Также там бабка одна живет, по ночам выходит и воет, как оборотень. Белые кошки появляются, как ниоткуда. Когда их прогоняешь - не уходят, сидят на месте и в глаза тебе смотрят. Будешь в них камнями кидать, не попадешь никогда, а они сидят неподвижно, хвостом не вильнут. Но, стоит буквально на секунду отвернуться, глянешь, а их - как и не было. Записано в п. Ольховатка Воронежской обл. от Власовой Светланы Николаевны, 1955 г. р. Запись Прытковой Н., 1997 г. АКТЛФ 6. В Чигле, на краю села, по дороге в лес, в старой хатенке жила женщина. Была она сурова на вид, почти ни с кем не общалась. Люди старались не попадать ей на глаза. Поглядит, и приключается болезнь или несчастье. Говорили, что по ночам она превращается в черную кошку, завлекает запоздалых прохожих в болото за деревней. И блудят там бедняги до самого утра. А зимой, бывало, и замерзали, плутая кругами, прямо за околицей. Считали, что все плохое, что происходит в округе, дело рук переметчихи (так у нас называют ведьму). Перед войной пришел из Армии парень. Красивый, статный. Вся улица гуляла, отмечала его приезд. На весну наметили свадьбу. Но случилась беда. Замерз парень через неделю, заплутавшись в болоте. Решили мужики отомстить переметчихе. Собрались ночью, кто с чем, и пошли к ее хате. Увидели черную кошку, погнались за ней. Один мужик бросил палку и попал по передней лапе. Взвыла кошка и пропала. Рано утром проследили, что переметчиха вышла за водой с перевязанной рукой. Заметила баба, что за ней следят, и исчезла. Хату ее сожгли, а ее с тех пор никто не видел. Записано в с. Новая Чигла Таловскогор-на Воронежской обл. от Зотовой Анны Николаевны, 1930 г.р. Запись Лоскутовой Н.В., 1997 г. АКТЛФ 7. По соседству жила бабка Куракова, давно ее уже нет в живых, а история эта до сих пор моей мамой помнится, хотя она еще девчонкой ее слышала. Шла однажды эта бабка Куракова домой поздно ночью. Оглянулась, а за ней колесо катится. Бабка быстрее, и колесо быстрее. Пустилась бабка бегом домой, благо, что близко дом был, заскочила за калитку - ни жива, ни мертва, а колесо ударилось об калитку и исчезло... От какие ведьмины истории случались. Записано в с. В.Мамон Верхнемамонского р-на Воронежской обл. от Буйневич Нины Николаевны, 1963 г.р. Запись Буйневич Т., 2004 г. АКТЛФ 8. Один раз в год в эту ночь цвёл папоротник. А папоротник - это колдун. Он всё предсказывает. Ходила у нас женщина одна и всё рассказывала про всех. А у неё папоротник в запястье был зашит. У нас на селе ходили, искали этот папоротник в лесу, но не нашли. В двенадцать часов ночи он один раз засияет огнём, а потом потухает. Записано в с. Абрамовка Таловского р-на Воронежской обл. от Колесниковой М. 1921 г.р. 2002 г. АКТЛФ 9. Раньше лошадей стерегли ночами. Однажды я тоже пошел стеречь лошадей. Ночь прошла нормально, и я вернулся домой. Зашел во двор и стою, смеюсь. Жена вышла с утра покормить кур и спрашивает меня, почему я смеюсь. А я ей отвечаю, что понимаю, о чем куры разговаривают, о чем птицы поют. Я понимал разговор животных до тех пор, пока не снял оборки с лаптей. Потом все догадались, что когда я стерег лошадей, к моему лаптю прицепился цветок папоротника. Понимал разговор животных, пока не потерял цветок. Записано в с-з «Тихая Сосна» Острогожского р-на, Воронежской обл. от Ильиной Надежды Зиновьевны, 1919 г. р. Запись Ванявина В.Д., 2002 г. АКТЛФ 10. Бабушка рассказывала, что если в лесу увидишь круг из мухоморов, то это круг ведьм, где они пляшут по ночам. Записано в с. Першино Нижнедевицкого р-на Воронежской обл. от Татьяны Борисовны Григорьевой, 2006 г. АКТЛФ 11. Ведьмы наводили порчу на людей и на скот. Они доили коров, и после этого у них пропадало молоко. Могли превращаться специальными молитвами в животных (собак, свиней). Еще катались на спинах людей, пугали их и душили. Записано в с. Краснофлотское Петропавловсеогор-на Воронежской обл. от Ф.Д. Шаровой, 1928 г.р. Запись Мамонтова Д., Коваленко О., Картавцевой С., 2003 г. АКТЛФ

Ответов - 8

Ветка: Ирен, очень нравится такое, напиши еще... Правда если есть ... А я тут впомнила рассказ моей тети - (она из Воронежской области села Постояловка)... Рассказывала:- Вышла замуж, переехала в другую деревню - стали жить с мужем в доме, а там такие происходят штучки - закроет дверь в комнату, а она с громким хлопаньем открывается... Помоет посуду, разложит ложки и вилки по местам, а они на утро все на полу в кучу сброшены... Ночью все время слышала шорохи, шаги в доме...Обращались в церковь - освятить избу, да не помогло все это, так и пришлось уехать жить в другую деревню...

Lesnaya: Мне тоже нравятся такие истории:-) Во многих странах похожие былички существуют.

Хелена: моя бабушка в своих мемуарах описала случай со слов ее матери та была замужем 2 раза, и первый муж застрелился что-то там было неочень ясное, суть в том, что моя прабабушка из купеческого рода и тогда после революции вышла замуж за какого-то красного комиссара или т.п. (мемуары надо перечитать, не помню точнее) и их первое врем я не раскулачивали, но ,видимо, потом пошла движуха.... вообщем, моя прабабушка вспоминала,что была дома и вдруг в окно во всего размаха несколько раз ударилась птица, и очень скоро в соседней комнате прозвучал выстрел...застрелился комиссар


Ветка: Вот про птиц слышала много раз - если стучит в окно или залетает со всего маху - жди беду... Но если разобраться, так в чем таком может быть замешана птица, или это из другой какой то полосы вестник? Интересно все это...

Irene: Домовой - мифологический покровитель семьи и всей усадьбы. Во всех местах России верили, что в каждом доме должен быть свой домовой. Именно он, незримо присутствуя в хозяйстве, обеспечивает благополучие семьи, здоровье людей и плодородие животных. Домовой связан с определенным родом. Он - дух умершего предка, глава рода и его хозяин. Домовой - единственный представитель "иного мира", который осознавался не как "нечистик", а как старший член семьи. В отличие от остальной нечистой силы, он даже не боится ни креста, ни молитвы. А ведь они не выносимы для всех демонов. Как и все мифологические существа, домовой наиболее активен вечером, после захода солнца, и ночью. В это время он ходит по дому и двору, появляется возле скотины, дает о себе знать разными звуками и шумами. Домовой любит жить в подполье, за печью, на печи или под печью (за это его в некоторых местах зовут подпечником или подпечным), на чердаке или в заднем углу дома, то есть в тех местах, которые традиционно воспринимаются как обиталище душ умерших предков. (из книги "В краю домовых и леших" Е.Левкиевская) Сегодняшняя тема - Домовой предсказывает будущее. 1. Бабушка рассказывала мне, что к ней приходит домовой. Такое было с ней несколько раз. Один раз он приходил к ней перед началом войны: «Я только легла спать. Вроде бы еще и не заснула, а он пришел и начал душить меня. Я его за локти отрываю от себя, пытаюсь вырваться из его лап, но все напрасно. Дышать тяжело, хочется кричать, а сил нет. Я так испугалась, а он все душит и душит, потом спросила: «К худу или к добру», как люди старые учили. Он хукнул* мне в лицо и отпустил меня. Я лежу с открытыми глазами и думаю, что- то будет плохое. А через день объявили войну, и в первом бою погиб мой муж. А вообще-то говорят, что домовой приходит во сне только к тем, кто первый или последний в семье родился. Вот и не верь в домового. Записано в г. Белгород Белгородской обл. от Бардаковой Т.В., 35 лет. АКТЛФ 2. Моя бабушка рассказывала маме, что к ней часто приходит домовой. Как в жизни должна была случиться какая-то перемена, он ее предупреждал. Садился на плечо и начинал хохотать. Однажды бабушка уволилась с работы, и как раз в это время (пока не работала) он появился и опять хохотал. Сразу после этого она нашла работу лучше прежней. Иногда перед плохими новостями домовой вдруг начинал душить и тяжело вздыхать при этом. Записано в пос. Кабардинка, Краснодарского края от Софьи Михайловны Груздовой, 1920 г.р. Запись Боровской Н.А. АКТЛФ 3. Моя тётка в соседнем доме жила в деревне. Однажды пришла домой с работы и с потолка ей полилась вода прямо на голову. А когда она утром пришла на работу, то магазин, в котором она работала, обокрали. Записано в г. Воронеже от Писаревой Клавдии Николаевны, 1957 г. р. Запись Колпаковой А. 2003г. АКТЛФ 4. Эту историю мне мать рассказала. Это с нею было, когда ещё девкой была и на «улицу» ходила. Её мать, чтобы не вставать ночью и не открывать дверь, оставляла открытым окно. Вот пришла однажды она с «улицы» домой, влезла в окно, закрыла его за собой, а спали тогда на лавках, так лавка как раз под окном стояла в углу под образами, и легла. В комнате было тихо. Лежит она и думает про жениха своего. Вдруг одеяло с неё сползать начало. Она его себе снова на плечи натянула. А оно опять к полу ползёт, будто кто его тянет. Испугалась она, а крикнуть не может, онемела будто. А лежала на боку. Вот кто-то задрал ей рубаху и повозил по заду чем-то холодным и мягким как заячий хвост и на место рубаху надвинул. Тут только она закричала. Её мать, т.е. моя бабка, вскочила и спрашивает: «Что с тобой?» А мать ей говорит: «Это тебе предупреждение, чтоб не спала под иконами – место покойников». С тех пор мать спала в другом месте. Записано в с. Голофеевка Волоконовского р-на Белгородской обл. от Тютинниковой Валентины Павловны, 1942 г. р. Запись Гаман Л., 2002 г. АКТЛФ 5. Эту историю о домовом мне рассказала моя мама. Однажды к ней в гости пришла ее подруга. Они долго сидели и разговаривали. Когда т. Таня собралась уходить, они с мамой вышли в коридор, чтобы она оделась. А в одном углу коридора они увидели мужичка небольшого роста. Только моя мама увидела его беленьким, чистеньким, опрятным, с расчесанными волосами, и он ей говорил: «К добру, к добру». А мамина подруга увидела его грязным, неопрятным, лохматым и с бородой, а ей он говорил: «К худу, к худу». Через некоторое время у т. Тани умирает отец, а у нас в семье было радостное событие – свадьба. Записано г. Губкин Белгородской обл. от Черных В.Н., 1960 г.р. врач ДЦРБ. Запись Рощупкиной И.А., 2000 г. АКТЛФ 6. Я ходила беременна, мне сказали, что ребенок лежит поперек. Осталась я одна дома, слышу, что в коридоре снег кто-то обметает. На второй день воду переливает из таза. На третий – лег на мене, а я спросила: - К худу или к добру? - К добру, к добру! Хозяин мене оповещал о рождении здравого ребенка. Записано в с. Новая Усмань Новоусманского р-на Воронежской обл. от Межовой В.Я., 1920 г.р., уроженки с. Россошки Репьевского р-на Воронежской обл. Запись Киселевой Т., 2001г. АКТЛФ 7. Все в доме спали. Я не успела уснуть и лежала с закрытыми глазами. Вдруг чувствую на себе какую-то тяжесть. Кто-то огромный лежит и прямо в лицо дышит. У меня аж мороз по коже, как я закричу. Вбегает в комнату мама, включает свет, и мы обе увидели, как с дивана сползло что-то лохматое. Сползло прямо под диван. Я после этого долго спала со светом. Думаю, это был домовой. Записано в с. Аношкино Лискинского р-на Воронежской обл. от Никоновой Елены. Запись Кузнецовой Н.В., 1987 г. АКТЛФ 8. Рассказывали, что домовой жил на потолке и ночью повалился на рассказчицу, «дыхать нечего». Он прихватывал всё на свете. Считали, что домовой – дух, который живёт на потолке, его очень сильно боялись. Записано в с. Буравцовка Эртильского р-она Воронежской обл. от Л. М. Гостевой 1913г.р., няни детского сада. Запись Тереховой С., Фроловой Е., Яковенко М., 2005г. 9. Это было осенью 4 сентября 1992 года, помню как сейчас. Произошло это со мной в селе Оболенское Каширского района Воронежской области. Я поехал туда помогать копать картошку своей бабушке. Это село находилось рядом с село Красный Лог, которое издревле считается колдовским, где живет немало нечисти. Днем мы капали картошку, как ни в чем не бывало. Устали и пораньше легли спать. Легли мы втроем: я, брат, отец в той половине дома, где недавно умерла наша прабабушка. Долго не могли уснуть – было душно. Наконец, уснули. Проснулся я через некоторое время оттого, что в окно постучали. Я подумал, что это кто-то из наших, открыл дверь. В комнату ввалился клуб дыма в образе человека. Я остолбенел от страха, закричал, разбудив отца и брата. Все вскочили, включили свет, но ничего не обнаружили. Поиски по дому тоже ничего не дали. Все были в шоке. Спать легли все в одной комнате. Ночью пошел дождь, разговаривали почти до утра, но сон взял свое. Уснув, тут же проснулся от чего-то тяжелого, сдавившего все мое тело. Оно было невидимо, но по тяжести напоминало плиту. Я кричал изо всех сил, но крика не было слышно. В ушах стоял дикий шум, как будто воздух сильными потоками бил в уши. Я кричал отцу, все произошло в одну секунду, но показалось, что прошла вечность. Что это было, я до сих пор не знаю, но бабушка говорит, что так душит домовой. Записано в г.Воронеже от Волкова Игоря Васильевича, 1976 г.р. Запись Клюевой Н.Ю., 2002 г. АКТЛФ 10. Вышла одна девушка замуж без благословения родителей, т.е. отец и мать были против. И случилось ей однажды ночевать в родительском доме. Ночью девушка чуть не задохнулась, а утром у нее на шее нашли синяки. Мать сказала, что это домовой ее душил, потому что больше не хочет пускать в дом. Записано в с. Волоконовка Кантемировского р-на Воронежской обл. от Скибиной Полины Ивановны, 1930 г.р. Запись Шейкиной И. А., 2001 г. АКТЛФ 11. На новой квартире отец мой спал на диване, и вдруг он проснулся от резкого удара в бок. Но никого не было в комнате. Он пошел на кухню и услышал, что кто-то пытается влезть в квартиру. Так домовой предупредил об опасности. Записано в г. Воронеже от Дроздовой Галины Львовны, 1956 г. р. Запись Колпаковой А. 2003 г. АКТЛФ 12. Жили мы с братьями в одном доме, несколько семей. Я тогда был не женат и жил в самой маленькой комнате. Когда-то в ней жил мой брат с женой и он рассказывал, что его ночью часто душил домовой, к жене же никогда не прикасался. Я ему не поверил. Но однажды ночью, когда я спал в этой же комнате, он пришёл и ко мне. Обычно я сплю крепко и ничего не слышу, поэтому не слышал и его шагов. Сквозь сон я почувствовал, что мне что-то сильно давит на грудь и мне трудно дышать. Я проснулся, но не мог сказать ни слова, тогда я вспомнил, что в таких случаях надо прочитать молитву. Когда я это сделал, всё прекратилось. Это продолжалось долго. Потом у меня появилась жена. Даже, когда мы спали вдвоем, он все равно продолжал меня душить, а её не трогал. Потом мы переехали, и в этой комнате жила моя племянница, когда я у ней спросил о домовом, она сказала, что ни разу с ней такого не случалось. Вот такой странный домовой жил у нас, который почему-то не любил мужчин. Записано в г. Воронеже от Ситникова Павла Дмитриевича, 1970 г.р., уроженца с. Казиновка Панинского р-на Воронежской обл. АКТЛФ

Ветка: Ирен, столько необычного и удивительного - мне так нравится все это, большущее спасибо тебе за эти былички... А самое интересное, что вся родня по маминой линии из Воронежской области, вот и думаю - почему так это все нравится...Смеюсь...

Lesnaya: Время быличек! О северных мельницах и мельниках. «На мельнице тятя был. Мельница ходила, работала, вдруг остановилась. Открыли дверцу в колесницу — сидит красавица, коса распущена, в воде ноги моет. Они испугались, выбежали. А она им говорит: “Чего испугались? Вот вымоюсь и уйду Вытащила ноги, ушла, и мельница заработала» [Черепанова‚ 1996, Не 168]. Н. М. ------- Болознев (Кенозеро) рассказал: «На мельнице пугать не пугало, а разбудить — разбудило. Раньше мололи зерно, толокли в ступах овес. Я сам после войны в Видягинскую мельницу поехал, там еще у них работала мельница, а наша (в Зихнове) не работала, видно. Я купил овес и увез туда толочь. Засыпал вечером, свалился и заснул. Сплю-у-у. И вдруг говорит кто-то: “Ты что спишь? У тебя уже все (смоло- то)! ”Я пришел, так толокна, мука, летит из ступы. Я и у мужиков слыхал — будило» [Кенозерские сказки. . .‚ 2003, с. 120]. ------- «Вот у нас мельница была, где, знаешь, мост большой, высокий. На этой речке было две мельничи. И вот наверху молол. Он с чертями знался. И вот мелешь раз муку — запищит, запищит в этих колесах! А он сходит, свиную полосу бросит им — зна- чит, не визжат. Он мельницу строит первый раз, где-то чащину срубил, елочку несет. И где [елочка в воде] остановится, там место строится. Небольшая елочка, метров около полутора <... > А если ты вот заспоришь с ним и пойдешь домой, так домой при- едешь на второй день. Ты полезешь на сосну, образумишься толь- ко на сосне: как папал, не знаешь. Еле слезешь. Он умирал, так двое суток: пяты надо резать у него крестом [т. е. нарисовать на пятках кресты]» [Садовников‚ 2003, с. 356].

Lesnaya: ПРОХОДЯЩИЙ Кто в деревне видел проходящего? Да, пожалуй, все. Однажды у тестя соскочило колесо с телеги. Тужится тесть под ношей - телега то груженая, надо поснимать мешки, чтобы колесо надеть, да доехать кое-как. Глядь, а вдали он самый и идет. Странный такой – на улице жара, а он в пальто и картузе. Высокий еще такой. Идет и смотрит на тестя странно так. От этого взгляда у мужика поджилки затряслись, и ноша на землю упала. То был первый случай. После этого дети, что на реке рыбу удили, рассказывали, что проходящий по берегу шел - и как посмотрит на Ваську задиру! Парень с тех пор заикаться стал и не задирает никого. Знать наказал его проходящий. Потом баба Нюра и ее сноха, потом Киселев и старец Михаил и еще много народу видели его – как тот проходил. И все, кто видел, о грехах своих думать стали и бояться страшного суда. А Фрол бандит, что с каторги вернулся, да в поле проходящего увидел, долго пил, а потом повесился. Старец Михаил с отцом Терентием совет держали после всего. Думали, не сам ли это черный Никола ходит. А ежели так, остается только молиться. А проходящий как будто знал про это. Пошел отец Терентий за брусникой и грибам, а как спина устала сбирать - распрямился. А перед ним сам проходящий глаза в глаза! Поп ничего сказать не может, и смотрят друг на друга. Лицо у проходящего гладкое, будто восковое, нос острый, глаза зеленые и тусклые, пальто черное дорогое, картуз знатный, сапоги хромовые и весь он как неживой. Батюшке и ходу нет – он-то понимает, что демон перед ним. Чай семинарию закончил. А в семинарии, известно всем, учат этому, и как зовут каждого демона, и чем он может грешника покарать. У касюги окромя связи с Зинкой больше грехов не было, ну еще напился в святой день – так-то один раз. Хотел поп себя крестным знамением осенить, но руки онемели тотчас. А проходящий улыбнулся и дальше пошел. Батюшку из лесу на руках выносили – благо нашли, а то бы и волки могли съесть, или бирюк. В церкви у иконы Николы Мокрого лампада и множество свеч с тех пор горело и днем и ночью. И всегда масло доливали. А бабы простоволосые на рассвете деревню обошли, и верес зажигали, но ничего не помогло. И вот пришел мой черед. Шел я в костер. Вдали туча висела, суровая и тяжелая – видно Илья пророк армию сбирал. Да уж больно мне на ошару хотелось. И вот (Христесынебожий!) на крест сам он и выходит. Переофеститься даже в голову не пришло – можно ли демона злить?! Напротив как на крест вышел, поклонился ему и в почтении встал. Проходящему это понравилось. Стоим мы на перекрестке, и тут он спрашивает меня загробным голосом: Ты ли бабкин сын? Поняли теперь, кто это был?! Ну да… Он самый! Теперь главное на вопросы ответить правильно, иначе все, прощай белый свет. - Я бабкин сын - отвечаю – она меня крестила, значит, она моя крестная мать. -Почему птицы не остаются жить на юге, а весной возвращаются в наши края? -Потому что гнездятся здесь, значит это их Родина. А известно, Родина, хоть и лютая зимой, но без нее жить не можно. -Задам тебе последний вопрос: «Почему люди в лесу блуждают?» -Известное дело, потому что перед тем, как в щедрошник войти нужно дары принести лесному царю, и царице, и духам. И тогда дадут они тебе и грибов, и брусники, и дорогу укажут. -Правильно, Иван. Я теперь уйду, а ты на вот, ешь яблоко. Прабабка твоя прислала. -Как же, Хозяин, ведь померла давно?! Впрочем, что я спрашиваю… Взял я в руки золотое яблоко и откусил. И тут он пропал. Долго стоял я на перекрестке, жизнь свою вспоминал. Потом дождь пошел, и мне полегчало. С тех пор и ходят ко мне люди за помощью. Делаю, что могу. А если не могу – иду на перекресток и совета спрашиваю. Постою, подумаю, заклинанье само в голову и придет. Да будет так.



полная версия страницы